Гражданин РФ обратился в КС РФ с жалобой, где указал, что согласно положениям устава муниципального образования, которыми предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов в местной газете или сетевом издании, а также возможность их обнародования путем размещения на информационных стендах в здании районной администрации и библиотеки. Гражданин обращался в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании частично недействующими отдельных положений устава. Мотивом к подаче иска послужило то, что затрагивающий его права муниципальный акт в связи с недостаточностью бюджетных средств не был опубликован в определенной уставом газете - его разместили на стенде в читальном зале местной библиотеки и на официальном сайте районной администрации. Однако заявителю было отказано.
Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности п. 6 ч. 1 ст. 44, ч. 1 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и их вступления в силу определяется уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Рассмотрев жалобу Конституционный суд РФ пришёл к выводу о том, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, соответствующие положения не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных актов дополнительные способы их обнародования.
Вместе с тем было отмечено, что для муниципальных образований, в силу объективных, в том числе финансовых, причин могут быть затруднительны учреждение печатного СМИ, в котором публикуются муниципальные нормативные правовые акты, обеспечение достаточного тиража издания, а также его распространение на территории муниципального образования. Конституционным судом было рекомендовано оптимизировать механизм официального опубликования таких актов федеральным законодателем.
Конституционным судом предложен упрощенный механизм признания за сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания (включая сайты муниципальных образований более высокого уровня и сайты субъектов РФ). Однако использовать официальное сетевое издание как единственный источник опубликования муниципальных НПА будет правомерно лишь при обеспечении доступа к нему неограниченного круга лиц посредством организации публичных точек подключения к интернету.
Кроме того, в Постановлении указана необходимость оказания содействия федеральными и региональными органами государственной власти в обеспечении официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.
Данным Постановлением органы местного самоуправления обязаны в срок не более двух лет внести соответствующие изменения в уставы муниципальных образований с целью обеспечения официального опубликования муниципальных НПА в соответствии с установленными правилами. Муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступили в силу до истечения этого срока (или до внесения изменений в устав муниципального образования) и обнародованы без их официального опубликования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования. Признание данных актов недействительными возможно в судебном порядке при наличии существенных доказательств, свидетельствующих о том, что лицам, чьи права и свободы ими затрагиваются, не была обеспечена возможность ознакомиться с их содержанием. Муниципальные акты, которые вступят в силу в течение двух лет после вступления рассматриваемого постановления в силу, могут быть признаны недействующими также в случае, если в муниципальном образовании определен источник официального опубликования муниципальных правовых актов, но они в нем не опубликованы.